пятница, 4 января 2013 г.

Господь запрещает обращаться к магам, звездочетам (астрологам) и гадателям!

Волхвы, пришли поклониться Христу как Своему Господу и Спасителю. Не чрез магию или астрологию узнали они время и место Рождества Христова, 

а благодаря тому, что Сам Господь открыл им это тем путем, который посчитал для них и их спасения лучшим. 

Как к астрологии 
                 относиться Библия ?     

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.
Пророк Исайя, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: "Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени..." (Ис. 47, 12-14).


В Книге Левит  читаем <...Не ворожите, не гадайте. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь ваш. И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее> (Левит. 19,31;20,6).

"И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли".(Иер.27, 9-10)

"Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся" (Иер. 10, 2).


"...И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела". (Втор.4, 19-20)


"...Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой" (Втор. 18, 10–14).
В Новом Завете Священого Писания мы видим такое же непримиримое отношение ко всем видам чародейства, как и в Ветхом и такую же постоянную победу сил Божиих при столкновении с чародейством. 

Так, апостол Павел изгоняет духа прорицательного из служанки, предрекавшей будущее (Деян. 16, 18), хотя казалось бы она возвещала правду, следуя за апостолами и говоря, что те <рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения>. Но апостол не желал и истины из нечистых уст бесовских, давая тем самым пример отношения к демонам, даже пусть иногда вещающим правду. Ибо за этим стоит только одно желание вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить.

Тот же апостол Павел наказывает слепотой Елиму - волхва, противящегося евангельской проповеди и старающегося отвратить людей от истинной веры (Деян. 13, 8-II). И наконец, из книги Деяний Апостольских мы узнаем о том, что под действием апостольской проповеди <...из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми> (Деян. 19, 19). Таким образом они отреклись от связи с демонами и засвидетельствовали несовместимость веры во Христа и чернокнижие.


Святые отцы и учителя Церкви на протяжении всей ее истории также уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией. 

Так, Тертулиан в своей работе пишет: <Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, - чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что астрология в этом случае уподобляется падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого... Если магия наказуема, а А-ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, солхователи должны быть неминуемо наказаны> (Об идолах. - В кн.: А. Б. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства. М" 1990, с. 167).

Татиан в <Речи против эллинов> пишет: <Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы... демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, - пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, - для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей>. (Татиан. Речь против эллинов. - В кн.: Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988,с.376-378.).

Минуций Феликс в своем <Октавии>, говоря о римских гаданиях и предсказаниях, пишет, что если в редких случаях эти предсказания и сбывались на деле, то это можно объяснить тем, <что между множеством ложных предсказаний какое-нибудь из них случайно могло попасть на истину>, и что чародеи и астрологи, которые промышляют предсказаниями <не только знают демонов, но и при помощи их совершают все свои проделки, похожие на чудо: по их внушению и влиянию они производят свои чары, заставляют видеть то, чего на самом деле нет или наоборот не видеть того, что есть. Первый из таких магов по словам и делам своим Сосфен (Остан)...> (Марк Минуций Феликс. Октавии. - Там же, с. 574-575), т. е. тот самый маг, который, как мы уже указывали, явился одним из первых распространителей А. в Элладе.

Св. Иоанн Златоуст в своем поучении <О лечащихся от болезней волхованием> строго предупреждает, что нельзя ходить ко врагам Божиим волхвам и чародеям, ибо лучше умереть, чем к врагам Божиим идти. И что те, кто пользуются их услугами, умирают прежде времени и в муку вечную идут.

Св. Максим Грек пишет целую работу, направленную на разоблачение А как разновидности магии, связывающей человека с демонами. В письме неизвестному лицу, сопровождавшем ее, он пишет, что посылает труд, <низлагающий убо прелесть звездочетную и всякое волшебное неистовство, бесами изобретенное> (Максим Грек. Послание неизвестному, сопровождающее одно из сочинений Максима Грека против астрологии. - В кн.: Д. М. Буланин. Переводы и послания Максима Грека. Ленинград, <Наука>, 1984).

Итак, мы видим, что святые отцы Церкви единодушно выступают против А, обличая ее как разновидность магии, средство общения с демонами, а астрологов сравнивают с <падшими ангелами, обольщающими род человеческий> и строго запрещают общение с этими <врагами Божиими>. 

Особого внимания заслуживает высказывание Татиана, показавшего безумие астрологов, которые нарекли созвездия именами животных, планеты - именами ложных богов, а потом из характера последних стали выводить судьбу человека или государства в зависимости от расположения этих <небесных тварей>. Очень убедительно звучат и доказательства Менуция Феликса, показавшего, что некоторые предсказания сбываются по двум причинам: 1) из-за случайного совпадения; 2) из-за чародейских действий гадателей, которые в ряде случаев могут узнать о грядущих событиях от демонов, которые или увидели или узнали об этих событиях, или сами принимали непосредственное участие в их подготовке.


Священник Александр ШИМБАЛЕВ:
- Что церковь имеет против астрологии?

- Во-первых, астрология культивирует у человека фаталистическое мировоззрение. В противовес учению церкви о свободе воли она утверждает, что свободной воли нет. Астрологи, правда, говорят, что звезды склоняют, но не принуждают. Это нонсенс с т.з. элементарной логики. Если астрологи, как они заявляют, хотят дать человеку возможность уйти от опасности (это основа их рекламы), то они входят в противоречие со своей доктриной, согласно которой космические факторы детерминируют жизнь человека. Грош цена этим космическим факторам, если астрологи могут скорректировать их влияние!
С другой стороны, если человеку удалось чего-то избежать, как он проверит, могло оно сбыться или не могло? Наука имеет средства проверить астрологические прогнозы, а вот обычный человек – нет. Кроме того, если вдруг астролог уехал в отпуск или умер, его клиент оказывается деморализованным: он точно лишается собаки-поводыря.

Астрологи приводят в пример историю: в древности астрология признавалась церковью и преподавалась в университетах. На самом деле это было до тех пор, пока она считалась одной из наук. В астрологии действует принцип аналогии, применяемый к объектам разных классов, что в научной методологии неприемлемо. Например, аналогия применяется к человеку и планете. Если Марс красный (а красный цвет – это цвет крови и войны), значит, Марс – планета злая. Наука, начиная с Нового времени, отмела астрологию как отрасль знаний.

- Астрологи утверждают, что это, напротив, «научная дисциплина, которая позволяет делать прогнозы исходя из анализа факторов внешней среды»…

- В работе астрологов есть масса примеров ненаучности. Так, астрологи в своих предсказаниях используют открытую в 1930 г. планету Плутон, которая признана планетой Солнечной системы потому, что астрономы неправильно определили ее размеры (на самом деле ее диаметр меньше диаметра Луны). Астрологи сразу же начали описывать Плутон как фактор, влияющий на жизнь Земли. Более того, в некоторых астрологических справочниках описано, что означает нахождение Плутона в каждом из двенадцати знаков Зодиака. Но период обращения этой планеты 248 лет, и с 1930 г. астрономы имели возможность наблюдать ее только 77 лет. Это треть периода обращения, т.е. она реально наблюдалась только в четырех знаках Зодиака.

Однажды астролог Павел Глоба, видимо, куда-то спешил и сказал ученикам: не   успею вам рассказать о положении Сатурна, Юпитера, Урана, Нептуна и Плутона, это вы додумаете по аналогии, исходя из того, что я вам рассказал про Меркурий, Венеру и Марс. Представьте, врач учит студентов в мединституте и говорит: мы с вами рассмотрели строение живота, а строение головы додумайте по аналогии!

У того же Глобы я нашел книжечку «Кем вы были в прошлой жизни». Меня развеселили перечисленные там занятия: исследователь льда в Центральной Англии в XIV в., английский принц в XII в., колдунья на экзотических островах Фиджи XVI в. В день на земном шаре рождается около 50 тыс. человек. Острова   Папуа – Новая Гвинея еще выдержали бы 50 тыс. колдуний, но 50 тыс. принцев Англия в XII в. никоим образом не перенесла бы!

11 августа 1999 г. произошло полное солнечное затмение. На это время был сделан замечательный прогноз русских астрологов: якобы в небе Франции случится катастрофа, взорвется космический аппарат «Кассиний», на борту которого находится радиоактивный плутоний. Этого не произошло.

- Расположение планет не влияет на судьбу человека?

- Никоим образом! Оно не может оказать никакого воздействия. Сама зодиакальная характеристика – абсурд. Для статистически верного результата ученые должны были бы взять хотя бы 5 тыс. человек на разных континентах, разных рас, на разных географических широтах и исследовать, как они себя ведут. Потом из этих характеристик надо было бы вычленить то, что привносится в характер человека расой, географической широтой проживания, воспитанием, образованием, генетикой. Никто не делал таких исследований. Астрологи просто толкуют символ. Рыбы, например, якобы любят ускользнуть из рук и время от времени пытаются залечь на дно. Но это характеристика рыбы, а не человека.

Астрология древности делала упор на точные предсказания. Еще Цицерон писал: не было ли предсказано астрологами Гракху, Цезарю, что они умрут в своей постели в старости, т.к. у них хорошие планеты? Итальянский астролог Джероламо Кардано предсказал себе, что умрет в 70 лет. Дожил до этого возраста и увидел, что никакие естественные причины жизнь у него не отнимут.   Тогда, чтобы подтвердить прогноз, он отравился.

В новое время астрология потерпела фиаско, и ее забыли до XIX ст., когда начала завоевывать популярность психология. Вследствие этого астрология возродилась уже как психологическая практика. В ХХ в. она слилась с психоанализом, но это уже совсем другая вещь. Это психология, которая использует астральные символы. По большому счету, мы видим лишь попытки   притянуть астрологию за уши к той или иной науке.

Сейчас есть еще одна интересная тенденция. Некоторые астрологи говорят, что главное – сосредоточиться и получить информацию о клиенте из спиритического канала. По мнению церкви, при этом бесы как падшие ангелы желают одурачить человека. Такой вид астрологии опасен. Глоба – вот вам пример.

- По слухам, именно астролог спас от гибели президента США Рейгана…

- Не удивлюсь, если окажется, что эта история появилась уже после покушения. После терактов 11 сентября в США в прессе появилось много сообщений, что астрологи это предсказывали. Обычно после того как случается трагедия, появляются статьи: мол, такой-то гениальный астролог говорил об этом на кухне своей супруге.

- Почему церковь вмешивается в светскую жизнь и увлечения человека, в самой природе которого заложен интерес к собственному будущему?

- Люди хотят услышать что-то хорошее, что они будут великими или на них какое-нибудь благо упадет, но не хотят трудиться. Человек пойдет к одной гадалке, другой, третьей, а те специально пугают его, чтобы потом предложить   путь к спасению: дескать, поколдуем, водички дадим, но надо заплатить немножко. В конце концов человек понимает, что ему морочат голову, но потерянных сил не вернуть. Церковь же жалеет человека и желает обезопасить от соблазнов.

- Как церковь предлагает обезопасить нас от соблазнов – ограничив рекламу астрологических сервисов в СМИ либо ликвидировав сами сервисы?

- Церковь не воюет физически ни с кем. Она воюет с грехом. Нам этот астролог   так же дорог, как любой человек: он тоже дитя божие. Церковь призывает образумиться, но никак не может запрещать организации. Мы призываем прессу, печатающую рекламу и прогнозы, не быть источником соблазна. Человек, который составляет эти прогнозы, получается, виноват и должен подумать о своей душе.

- Однако услуги составителя астропрогнозов пользуются большим спросом…

- К сожалению, у людей на многие безрассудства большой спрос. Поврежденная грехом человеческая природа требует развлечений. В Писании сказано, что никто не знает ни дня, ни часа, когда наступит конец света. Тем не менее астрологи постоянно его предсказывают. Не в интересах ли крупных корпораций, которые желают, чтобы человек прожил день как последний? Не исключено. В Одессе время от времени в прессе появляются сообщения, что центр города стоит на гигантском оползне, который вот-вот должен сползти в море. Этот прогноз запускают фирмы, торгующие недвижимостью, чтобы люди в панике побыстрее продавали свое жилье в центре.

- Астрологи обвиняют церковь в том, что она некомпетентна в вопросах астрологии…

- Я писал диссертацию по этой теме. У меня есть несколько сотен книг по астрологии на разных языках и разных веков, ксерокопии из разных библиотек   мира, электронные варианты. Есть даже книги по астрологии, которые издавались в Третьем рейхе.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Шимбалев родился в 1967 г. в Гомеле. Окончил Одесский госуниверситет по специальности «астрономия». С 1996 г. преподает в БГПУ астрономию; с 1998 г. служит священником в минском Свято-Духовом кафедральном соборе.

Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ
Источник: "БелГазета".