пятница, 30 августа 2013 г.

Почему хатха йога и христианство несовместимы ?

"Истинная христианская мистика не имеет ничего общего с психо-техниками: она всегда есть даром Бога, а кто его получает , чувствует себя его недостойным.."  

из документа Конгрегации Науки Веры: 
"Послание Епископам католической Церкви о некоторых аспектах христианской медитации" 
Ватикан 15 окт. 1989г.

                                    *   *   *

"И сказал змей жене: ... в день, в который вы вкусите их (плоды), 
откроются глаза ваши, и вы будете, как боги.." 
Бытие 3,1-5 

"Итак, что может обрести человек, занимаясь хатха-йогой с целью улучшения здоровья? 

Любое направление йоги по сути является видом мистической практики, ставящей перед собою цель достижения неких высших мистических озарений. Как уже говорилось, не существует нерелигиозных видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги и готовит тело, как бы настраивает его, на последующие мистические переживания. 

Нам могут возразить, что можно использовать хатха-йогу для укрепления здоровья, а всю мистическую часть отбросить. На практике это неосуществимо: сам подход, вся теоретическая часть хатха-йоги, которая объясняет механизм работы асан, основан на мистических откровениях йогов. 

О существовании взаимосвязи между физическим выполнением асан и духовной составляющей этой практики недвусмысленно говорят сами йоги: "При выполнении асан тело ученика принимает множество форм, которые встречаются у различных существ, от низшего насекомого до самого совершенного мудреца, и он обнаруживает, что во всех существах дышит один и тот же вселенский дух – дух божий. 

Во время практики он смотрит внутрь себя и ощущает присутствие бога в различных асанах, выполняемых им так, словно он припадает к стопам господа" [64], к участию ума и воли в выполнении асан призывает своих последователей хатха-йога: "вы должны постараться с интересом заниматься вашей гимнастикой (хатха-йогой. – В.П.) и заставить ваш ум принимать в ней участие" [65], 

"йог с интересом следит за своими упражнениями и усилием воли посылает увеличенный поток праны в ту часть тела, которая находится в движении" [66]. Нельзя заниматься практикой и при этом полностью игнорировать теорию, лежащую в ее основе. Йог Рамачарака, давая один совет своим последователям, сказал: "Теперь еще один совет, который может показаться бессмысленным для того, кто не понимает его философской подкладки (выделено нами. – В.П.)" [67]. Невозможно заниматься хатха-йогой, полностью при этом игнорируя "философскую подкладку".

Практикующий хатха-йогу обязательно должен иметь учителя; известный учитель хатха-йоги Айенгар пишет: "Во всех древних комментариях к йоге подчеркивается, что заниматься необходимо под руководством гуру (учителя)" [68]. 

При этом имеется в виду учитель, посвятивший этому всю свою жизнь и сам имеющий такого же учителя. В нашей стране есть большое число учителей хатха-йоги, закончивших какие-либо, относительно непродолжительные, курсы хатха-йоги и ставших "учителями" хатха-йоги. 

Автору вспоминается общение с одним индусом, который приехал в нашу страну для преподавания аюрведы [69], этот человек занимался аюрведой с детства, ею же занимались его отец, его деды и прадеды. Но ему не разрешили преподавать аюрведу, мотивировав свой отказ тем, что … он не изучал ее на курсах в некоем российском институте в течение положенных в России трех месяцев! 

Помню, как я был поражен, увидев объявление о подготовке "специалистов" в области тибетской медицины за… десять дней! Сами тибетцы зачем-то тратят на изучение тибетской медицины целых пятнадцать лет. Но интереснее всего то, что у подобных скороспелых учителей находится немало учеников и даже пациентов.

Теперь несколько слов об источнике мистических озарений йогов. Каков он? Каковы те цели действий этого источника? Дадим оценку с точки зрения христианства. Вспомним, что цель йога - стать "богом богов" [70] , добавим – богом без Бога: ведь йог "…может не верить … в Бога" [71]. Эта ситуация знакома любому христианину, так как напоминает историю, описанную в Священном Писании (Быт.3:5). 

Только вот цена такой "йоги" была печальна: грехопадение, отпадение от Бога, богоотступничество. Но даже если человек отвергает авторитет Священного Писания, можно задуматься: разве такие понятия, как энергетические каналы-нади, прана - это научные понятия? Нет. И это признают сами йоги. Например, йог Рамачарака в своей книге "Хатха-йога" пишет: "Вопрос о пране проникает всю философию хатха-йоги.

Оккультисты всех времен и народов (выделено нами. – В.П.) всегда учили, обыкновенно тайно, обращаясь лишь к немногим своим последователям, что в воздухе, в воде, в пище, в солнечном свете и во всем другом находится субстанция или принцип, порождающий всякую деятельность, энергию, силу и жизненность… [72]" [73].

 Как видим, Рамачарака не скрывает оккультных корней хатха-йоги. Классическая хатха-йога не ставит перед своими последователями цели - здоровье ради здоровья самого по себе: "Йоги же развивая тело, знают, что оно является только орудием высших начал человека и что они должны совершенствовать орудие исключительно для того, чтобы оно могло служить делу совершенствования души (выделено нами. – В.П.)" [74]. 

Сам принцип действия асан и пранаямы, их предназначение - это подготовка к мистическим переживаниям. Человек, занимающийся хатха-йогой, сам того не ведая, может столкнуться с весьма определенным оккультным дополнением, которое он, может быть, и не ожидал получить. Корни хатха-йоги мистичны, без индуистского мистицизма ее бы просто не существовало. Мистицизм же йоги, по утверждениям самих йогов, как выше мы уже указывали, может привести к психическим расстройствам, вызвать галлюцинации и даже повредить мозг. По мнению автора, такие результаты вряд ли можно назвать способствующими оздоровлению последователя хатха-йоги.

Можно ли христианину заниматься хатха-йогой? На этот вопрос ответ очевиден. Нет! Любые формы оккультных практик несовместимы с христианством [75]. Людям, стремящимся к здоровью, можно порекомендовать другие методы его достижения, например, спорт. По крайней мере, при занятиях спортом вероятность того, что к вам нежданно явится "Шива" или еще какой индуистский "божок", будет намного меньше, чем при занятиях хатха-йогой."

Виталий Питанов
Апологет

http://www.k-istine.ru/yoga/yoga-pitanov-02.htm

Использованная литература

64. - Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI . 1993. -С.52ю

65. - Йог Рамачарака. Хатха-йога. Учение йогов о физическом здоровье. СПб., Альфа. 1991. -С. 97.

66. - Там же. -С.96

67. - Там же. -С.43.

68. - Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI . 1993. -С. 10.

69. - Аюрведа (наука долголетия) – медицинская школа, основанная на мистических откровениях. Согласно индуистскому преданию, аюрведа была воспринята людьми от бога врачевания Дханвантари.

70. - Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 387.

71. - Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 75.

72. - Действительно, такое учение присутствует во всех оккультных направлениях. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства / Гл. 3. Бог или "психическая энергия"?

73. - Йог Рамачарака. Хатха-йога. Учение йогов о физическом здоровье. СПб., Альфа. 1991. -С.72.

74. - Там же. -С. 5.

75. - См.: Виталий Питанов Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики.


              *   *   *

Архимандрит Рафаил (Карелин)
В поисках истины. Беседы о духовной жизни 

„Хатха-йога у себя на родине не рассматривается изолированно от общей системы йоги, включающей в себя раджи-йогу [LXXXVI] и джняна-йогу, в которых содержатся религиозные, космологические и антропологические представления шиваизма. В хатха-йоге также есть учение о всемирной энергии – пране [LXXXVII], о духовных центрах, расположенных в позвоночнике и головном мозге человека, об энергетическом депо в солнечном сплетении и так далее. При этом хатха-йога уделяет особое внимание сексуальной энергии человека и возможности ее трансформирования. Все это, безусловно, несовместимо с христианством.

Затем в хатха-йоге, как один из важнейших элементов, присутствует активное воображение. Йог должен упражняться в умении создавать яркие зрительные образы. Это также в корне противоречит христианской аскетике, которая предупреждает, что к воображению близок мир страстей и потому к нему легко присасываются, как паразиты, демонические силы. Контроль над своим сознанием, который у христианских подвижников называется трезвением,– это главным образом борьба с воображением.
Следующим обязательным упражнением, как для хатха-йоги, так и для других йогических систем, является медитация. Это сосредоточение на определенных идеях или повторение мантр [LXXXVIII] – изречений. 

Медитация основана на шиваистской антропологии, а именно на представлении о том, что человеческий дух по природе тождествен абсолюту, и поэтому медитация является заменой молитве или молитвой, обращенной к самому себе. Ваши инструкторы называют это аутотренингом. На самом деле это тайный вид само-обожествления: йог имеет дело с самим собой. Если он произносит имена богов, то это только модификация абсолюта, а так как он считает себя единосущным абсолюту, то это рабочая модель самого себя. Человек, занимающийся или даже занимавшийся медитацией, с большим трудом учится молитве. Ему кажется, что в молитве действует не личностный Бог, а его собственная энергия, являющаяся творческой силой, и он через слова молитвы сосредотачивает и направляет ее.

Христианин в молитве чувствует нечто противоположное состоянию йога, а именно свою ограниченность и скудость, и обращается вовсе не к каким-то скрытым резервам своего духа, а к Богу – живой Личности, к Богу, с Которым он связан не природой, а любовью. Он не возбуждает и не раздражает тех психических центров, о которых учит йога, не трансформирует посредством воображения свою сексуальную энергию, а, очищая ум и сердце от образов, помыслов и страстей, просит помощи у Бога. Молитва совершается и исполняется силой Божественной благодати, то есть силой, лежащей за пределами человеческой природы.

Что касается мантр, то если даже в их тексте не присутствуют имена языческих божеств, то подразумевается, что они обращены к ним: ведь взяты мантры из священных ритуальных книг индуизма. Поэтому, читая их, человек включается в духовное поле Вед [LXXXIX] и Упанишад [XC], в мир существ, которых йоги считают модальностями единого брахмана, которых оккультисты называют космическими духами и посредниками, а христиане – демонами. Йога создала у вас ложные психические установки и комплексы, поэтому вы воспринимаете христианство в искаженном виде – через тонкую призму языческих понятий, отчего и перестали его понимать. Если угодно, это можно назвать "эго-христианством"...

И все же увлечение этими упражнениями, особенно когда ими занимаются в течение многих лет, небезопасно: происходит искусственное торможение человеческой психики, и поэтому те, кто долго упражняется в асанах, отличаются медлительностью мышления, которая может показаться тупоумием. Даже взгляд у этих людей теряет живость и становится каким-то застывшим, мертвенным. Асаны связаны с определенным образом жизни и диетой, а человек, живущий в условиях современного мира с его кипучей деятельностью и нервными перегрузками, может получить в результате подобных занятий болезнь сердца и гипертонию. Об этом сами йоги предупреждают нетерпеливых европейцев. Вообще любая гимнастика, которой занимается человек, должна соответствовать образу его жизни.

Рассмотрим и еще один аспект этих упражнений. По учению святых отцов, человеческая душа включает в себя также растительную и животную душу, может быть, точнее, их функции. Значительное число асан взято из наблюдений за животными и растениями, и здесь позы льва или тигра могут оживить в подсознании человека какие-то темные инстинкты, таящиеся в человеческой душе, как бы раскрепостить их в ущерб человеческому духу.

Есть еще и третья опасность для христиан: некоторые из восточных упражнений взяты из языческих ритуалов, то есть заключают в себе генетическую связь с демонизмом.
Что же касается дыхательных упражнений, то и они не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Ознакомив ученика с техникой этих упражнений, учитель йоги переходит к психическим упражнениям, связанным с дыханием. Ученик должен представить, что он поглощает прану – космическую энергию, основу бытия, затем он должен в такт дыханию и вместе с дыханием направлять эту прану в позвоночник и в сексуальные центры, в так называемые лотосы [XCI]. При этом иногда прана представляется в виде змея, вползающего в позвоночник человека. Я думаю, что не надо подробно объяснять, кто внедряется при таких упражнениях в человеческое сознание.

Йоги говорят о так называемом "полном дыхании" не как об упражнении, a как о правильном дыхании, то есть этот тип дыхания должен быть внедрен в повседневную жизнь человека. Но на самом деле у них есть другое, альтернативное дыхание, замедленное и поверхностное, связанное с продолжительными задержками, которые они редко практикуют публично. Продолжительное полное дыхание может, как обильная пища, стать излишним для организма и вызвать нарушение в системах газообмена и кровообращения. Поэтому с дыхательными упражнениями надо обращаться осторожно. Но я говорил о другой опасности – о том, что они, перейдя черту физиологии, вторгнутся в область психики и, соединившись с медитативными представлениями, деформируют "религиозное сознание".

Йога учит распределению и передаче энергии. Как вы помните, наше знакомство началось с того, что вы взяли мою руку и долго держали ее в своей руке. Вы хотели продемонстрировать феномен передачи энергии, но почему-то вышла осечка. Как вы полагаете: какая это энергия, какой она природы? Она ваша или приобретенная на занятиях йогой от каких-то неведомых духов? Почему этой способности до занятий йогой у вас не обнаруживалось? Как вы понимаете само слово "энергия", какой смысл вкладываете в него? ...”


понедельник, 26 августа 2013 г.

Каталіцкая асацыяцыя “Мужчыны святога Юзафа” запрашаe мужчын на рэкалекцыі у Росі

Што значыць быць сапраўдным мужчынам сёння, у чым пакліканне і прызначэнне мужчыны, яго духоўная роля ў свеце, грамадстве і сям’і, як быць “мужам праведным” у сучасным свеце, – такія пытанні будуць закранацца падчас канферэнцый і разважанняў.
Спецыяльны госць рэкалекцый – вядомы місіянер з Амерыкі Дон Турбіт. Ён з’яўляецца кіраўніком Міжнароднай асацыяцыі “Мужчыны святога Юзафа”, а таксама каардынатарам “Renewal Ministries” – арганізацыі, якая займаецца абнаўленнем і евангелізацыяй ў каталіцкім Касцёле.
Дон Турбіт 21 год працаваў у пажарнай службе горада Правідэнс у штаце Род-Айлэнд, пазней больш 30 гадоў займаўся ўласным бізнесам. З жонкай Пэт ён мае траіх дзяцей і 13 унукаў.
У касцёле Дон Турбіт на працягу 20 гадоў быў каардынатарам абшчыны “Божая любоў” (God’s Love), праводзіў місіі і канферэнцыі у Новай Англіі, Усходняй Еўропе, Афрыцы, В’етнаме, Сібіры.
Дарэчы, Дон Турбіт прыязджае ў Рось ужо другі раз.
Пачатак рэкалекцый 7 верасня ў 10.00.
Арганізатары просяць паклапаціцца аб сабе і ўзяць з сабой некалькі бутэрбродаў.