понедельник, 31 марта 2014 г.

Печаль - это всегда последствие греха

Печаль — это духовная болезнь, немощь, которая подспудно овладевает нашим сердцем, мешает ясно видеть жизнь и проводить свои дни в полноте. Эту духовную болезнь, как и все прочие, трудно обнаружить и ее часто путают с чертой характера.

Говорят что печальный человек просто рассудительный, задумчивый и хорошо видящий реальность.

Мало людей осознает, что печаль - это всегда последствие греха, последствие нашего собственного выбора. Это не приходит само по себе.

Св. Григорий Великий отмечал, что сатана, прежде чем ввести человека в искушение, смотрит на его темперамент. Радостных людей он соблазняет вожделением, ибо удовольствие внешне напоминает веселье. Раздражительным людям он всегда предлагает повод для гнева. Тех, кто застенчив и боится испытаний, он пугает. Тщеславных ведет туда, где их окружат похвалой и лестью. Сатана искушает человека в условиях соответствующих его темпераменту.

В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится: «Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью. Веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие. Люби душу твою, и утешай сердце твое, и удаляй от себя печаль: ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир 30:22-25).

Только привязавшись к еще большей любви, можем освободиться от ужасной, логической, рационалистической ловушки печали. Грустью наполняется человек, разочаровавшийся в жизни, который видит человеческую слабость, замечает чье - то отсутствие. Печаль постепенно овладевает всеми чувствами и приводит к потере надежды.

В книге Премудрости Соломона говорится, что «неправо умствующие говорили сами в себе» что наша жизнь «коротка и прискорбна», и что «нет человеку спасения от смерти». Мол, «случайно мы рождены, и после будем как не бывшие», поэтому «будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью», «везде оставим следы веселья» и «устроим ковы праведнику», поскольку «укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания».

Согласно Священному Писанию, корни печали лежат в довольно реалистичном, на первый взгляд, суждении: мы никто, и нет убедительных ответов о будущем. И тогда мы ищем утешения в земных благах, опьяняем себя весельем, развлечениями, легкомыслием, заглушаем мысли о своей слабости.

Существует печаль молодых, наступающая внезапно и уничтожающая надежду. Есть печаль взрослых людей, стоящих перед трудностями и испытаниями. Есть печаль пожилых, которые должны ответить на вызовы «смутных времен». Одним из главных источников печали является страх перед трудностями. Другой источник - страх перед любовью. Юноша из Евангелия «отошел с печалью», потому что у «него было большое имение». Он боялся пойти за Иисусом, чтобы найти то, что искал и в чем нуждался. Он искал быстрого и поверхностного ответа и не хотел прилагать усилий.

Евангелие наполняет радостью души грешников, потому что они получают необычное предложение любви, которая освобождает от привязанности к богатствам, что делает сердце твердым. Облик человека, не освещенного любовью и не отвечающего любовью на любовь, всегда остается серым.

Лекарством от печали является радость. Подумаем над ситуацией страдающих детей, которые абсолютно беззащитны перед страданиями и болезнями. Но именно эта беспомощность становится для них глубоким источником радости. Они доверяют своей матери. Церковь получила от Господа задание сохранить в мире этот дух детства, простоты и свежести, основывающийся на доверии.

Для нас радость должна проистекать от способности радоваться тому, что имеем, доверяя Божественному Провидению, а это значит, любви большей, чем наша. Печаль исчезает, когда в центре нашей жизни перестаем быть мы сами, и это место занимает наш ближний.

Многие говорят, что радость не зависит от нас. Это не правда. Радость - это наш выбор. Ее можно иметь всегда, имея доверие.

Св. Франциск, который умел превращать горькое в сладкое, запрещал своим братьям выходить из келий, когда они имели грустные лица, потому что печальный человек более чувствителен к злу. Он написал в своей регуле: «И пусть братья остерегаются показаться чрезмерно печальными и лицемерно сумрачными; но пусть предстанут радующимися в Господе и веселыми и подобающим образом приветливыми».

Иногда печаль кажется признаком благоразумия и глубокого осознания сложившегося положения вещей, а радость - символом легкомыслия. Но, это не так. Именно радость позволяет видеть множество знаков любви, которыми Господь окружает нашу жизнь и наше сердце.

По материалам «Радио Ватикана»